История российского транспорта
Россия. Начало XIX века. В стране начинает формироваться технически развитая и конкурентоспособная промышленность.
Важным стимулом ее ускоренного развития становится политика разумного протекционизма, когда импорт необходимых стране дорогостоящих товаров и сырья постепенно замещается собственным производством.
В России строятся новые заводы и фабрики. Зарождаются новые отрасли промышленности. Растет потребность в развитии эффективных транспортных коммуникаций.
Император Александр I издает Манифест об учреждении Управления водяными и сухопутными коммуникациями — первого в России единого органа управления транспортом.
Одновременно учреждается Корпус инженеров водяных и сухопутных коммуникаций, а при нем — особый институт «для образования способных исполнителей». Так положено начало развитию первого в России транспортного вуза.
21 декабря 1808. Государственный архив Испании
В первой половине XIX века экономика России растет стремительными темпами.
В период с 1830 по 1860 годы в результате интенсивного внедрения машинного производства резко возрастает производительность труда. Объем выпуска хлопчатобумажной продукции за это время увеличивается в 30 раз, машиностроительной продукции – в 33 раза. Число городских жителей удваивается.
В 1837 году открывается первая железная дорога общего пользования – Царскосельская, 14 лет спустя – первая железнодорожная магистраль Санкт-Петербург-Москва.
Открытие железной дороги Санкт-Петербург-Москва ускорило пассажирское и грузовое сообщение между крупнейшими городами страны.
Это также способствовало быстрому развитию городов и территорий, расположенных в периметре этой первой в России магистральной железной дороги.
Положительный эффект активного инфраструктурного строительства очевиден. Индустриализация России набирает обороты.
Всего за десять лет в период с 1887 по 1897 годы объем промышленного производства в стране увеличивается в два раза. Объем выплавки чугуна и стали увеличивается в пять раз, добычи нефти — в четыре раза, угля — в три с половиной раза.
Начинается строительство Транссиба. Россия приступает к активному освоению Северного морского пути.
Строительство и эксплуатация «Ермака» открыло дорогу развитию российского ледокольного флота.
Начинают Просматриваться конкурентные преимущества столь важного для России Северного морского пути. Важного настолько, что в будущем его станут называть выгодной альтернативой Суэцкому каналу.
С течением времени — благодаря этому арктическому коридору — сроки перевозки грузов из Европы в Азию и обратно сократятся в несколько раз.
Следующий период форсированного наращивания промышленного потенциала страны наступает в советский период.
Активно развивается тяжелая промышленность. Строятся тысячи новых предприятий. Формируется собственная отечественная инженерная база и система высшего технического образования.
Ускоряется процесс урбанизации. В Москве начинается строительство метрополитена. Создается транспортный каркас будущих городских агломераций.
Первая – Сокольническая – линия открылась в 1935 году. Она шла от станции «Сокольники» до станции «Охотный ряд».
Поначалу в метро спускались как в музей. Особый восторг вызывала «чудо-лестница» – эскалатор.
Сегодня московское метро самое крупное в Европе по пассажиропотоку.
Период немыслимых испытаний, мужества и героизма. Транспорт выполняет исключительно важную функцию — снабжение войск, оперативная перевозка бойцов и командиров, эвакуация мирных жителей.
Огромную роль играет знаменитая «Полуторка» — автомобиль ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ. В конце 1930-х годов для автомобиля разрабатывают новый форсированный двигатель, позволяющий развивать скорость до 100 км/ч. В условиях войны — неоценимое подспорье.
Дорога жизниЕдинственная транспортная магистраль для блокадного Ленинграда. В период навигации перевозки осуществлялись по воде. Во время ледостава – по льду озера.
По окончании войны страна вступает в новый этап развития. Значительные успехи наблюдаются в секторе гражданской авиации.
В течение нескольких последующих десятилетий отечественный воздушный флот совершает невероятный рывок. Уже в 1947 году начинается эксплуатация Ил-12 — первого отечественного самолета для массовых перевозок. Через год — многоцелевого самолета Ан-2.
В 1956 году осуществляется первый рейс реактивного лайнера Ту-104, В 1957 году — дальнемагистрального Ту-114. К слову, на тот момент самого большого в мире скоростного пассажирского лайнера. Затем Ил-18, Ан-22 «Антей», Ил-62. И, наконец, в 1968 году свой первый полет совершает самый массовый самолет отечественного производства — знаменитый Ту-154.
В стране строятся первые по-настоящему крупные аэропорты.
Активно развиваются маршруты средней дальности.
Авиаперелеты становятся доступными для миллионов советских граждан.
Вторая половина XX века. Инфраструктурное строительство в самом разгаре. Термины «Великая стройка» и «Ударная комсомольская стройка» прочно входят в обиход.
Уже в 1952 году открывается движение по Волго-Донскому судоходному каналу. Обеспечивается связь Каспийского моря с Мировым океаном. Москва становится портом пяти морей.
В 1965 году начинается эксплуатация железнодорожной линии Абакан-Тайшет, которая из-за сложности рельефа и больших перепадов высот получает название «Трасса мужества». В 1974 году начинается основной этап строительства Байкало-Амурской магистрали.
изучая историю БАМа
Благодаря этой железнодорожной линии Россия получила второй после Транссиба магистральный выход к Тихому океану. Это укрепило позиции страны на международном рынке транспортных услуг.
Все, кто был причастен к строительству БАМа, внесли огромный вклад в последующее широкомасштабное хозяйственное освоение Дальнего Востока и Севера России.
Обладатель сети скоростных автомобильных и железных дорог, современных внутренних водных коммуникаций и высокотехнологичного транспортного машиностроения.
Обладатель одного из самых крупных в мире парков воздушных судов, крупнейшего в мире ледокольного флота и единственного в мире атомного ледокольного флота.
Многие отечественные решения в области транспорта городских агломераций и цифровизации служат примером для всего мира.