bg
bg
Театрализованное медиашоу

История российского транспорта

Заказчик
Министерство транспорта Российской Федерации
Мероприятие
Форум национальных достижений: транспорт
Задача
Проинформировать аудиторию о 215-летии со дня образования российского транспортного ведомства. Нестандартно и душевно.
Наша идея
Оживить историю развития транспорта, используя магию театра и возможности современного видеопродакшена
Мы изучили историю отечественного транспорта и выбрали семь ключевых этапов его развития. Написали сценарий, пригласили команду профессиональных актеров и поставили короткий спектакль.
Наш путь исследования российского транспорта привел нас к удивительным открытиям. Ниже краткий анализ его стремительной, зачастую сложной и порой ошеломительно смелой траектории роста и взросления.
Эти наблюдения легли в основу нашего сценария и режиссуры
Как все начиналось

Россия. Начало XIX века. В стране начинает формироваться технически развитая и конкурентоспособная промышленность.

Важным стимулом ее ускоренного развития становится политика разумного протекционизма, когда импорт необходимых стране дорогостоящих товаров и сырья постепенно замещается собственным производством.

В России строятся новые заводы и фабрики. Зарождаются новые отрасли промышленности. Растет потребность в развитии эффективных транспортных коммуникаций.

Этап I
1809
Становление системы управления транспортом и зарождение отечественной транспортной науки
На сцене
Император Александр I
Граф Николай Петрович Румянцев
Директор Управления водяными и сухопутными коммуникациями, идейный вдохновитель Манифеста

Император Александр I издает Манифест об учреждении Управления водяными и сухопутными коммуникациями — первого в России единого органа управления транспортом.

Одновременно учреждается Корпус инженеров водяных и сухопутных коммуникаций, а при нем — особый институт «для образования способных исполнителей». Так положено начало развитию первого в России транспортного вуза.

Кстати
Значительная роль на заре становления российского транспорта принадлежит знаменитому испанскому инженеру Августину де Бетанкуру, архитектору Нижегородской ярмарки и автору многих общественно значимых сооружений в столице Российской империи.
«Будучи разлучен с семьей и не желая служить ни Наполеону, ни ЖозефуСтарший брат Наполеона, я принял решение поступить на службу к российскому императору, который обращается со мной самым почтительным образом. Я обедаю с ним один-два раза в неделю и решаю все важные дела непосредственно с Его Величеством»
Из письма Августина де Бетанкура другу.
21 декабря 1808. Государственный архив Испании
Этап II
1851
Открытие железнодорожной магистрали из Санкт‑Петербурга в Москву

В первой половине XIX века экономика России растет стремительными темпами.

В период с 1830 по 1860 годы в результате интенсивного внедрения машинного производства резко возрастает производительность труда. Объем выпуска хлопчатобумажной продукции за это время увеличивается в 30 раз, машиностроительной продукции – в 33 раза. Число городских жителей удваивается.

В 1837 году открывается первая железная дорога общего пользования – Царскосельская, 14 лет спустя – первая железнодорожная магистраль Санкт-Петербург-Москва.

Почему этот этап считается исключительно важным

Открытие железной дороги Санкт-Петербург-Москва ускорило пассажирское и грузовое сообщение между крупнейшими городами страны.

Это также способствовало быстрому развитию городов и территорий, расположенных в периметре этой первой в России магистральной железной дороги.

На сцене молодая девушка Софья Андреевна, пассажир первого поезда по маршруту Санкт-Петербург-Москва
Этап III
1898
Спущен на воду первый отечественный ледокол «Ермак»

Положительный эффект активного инфраструктурного строительства очевиден. Индустриализация России набирает обороты.

Всего за десять лет в период с 1887 по 1897 годы объем промышленного производства в стране увеличивается в два раза. Объем выплавки чугуна и стали увеличивается в пять раз, добычи нефти — в четыре раза, угля — в три с половиной раза.

Начинается строительство Транссиба. Россия приступает к активному освоению Северного морского пути.

К чему это привело

Строительство и эксплуатация «Ермака» открыло дорогу развитию российского ледокольного флота.

Начинают Просматриваться конкурентные преимущества столь важного для России Северного морского пути. Важного настолько, что в будущем его станут называть выгодной альтернативой Суэцкому каналу.

С течением времени — благодаря этому арктическому коридору — сроки перевозки грузов из Европы в Азию и обратно сократятся в несколько раз.

На сцене адмирал Степан Осипович Макаров, руководитель экипажа корабля, и его помощник
Этап IV
1931
Начало строительства Московского метрополитена

Следующий период форсированного наращивания промышленного потенциала страны наступает в советский период.

Активно развивается тяжелая промышленность. Строятся тысячи новых предприятий. Формируется собственная отечественная инженерная база и система высшего технического образования.

Ускоряется процесс урбанизации. В Москве начинается строительство метрополитена. Создается транспортный каркас будущих городских агломераций.

Интересные факты

Первая – Сокольническая – линия открылась в 1935 году. Она шла от станции «Сокольники» до станции «Охотный ряд».

Поначалу в метро спускались как в музей. Особый восторг вызывала «чудо-лестница» – эскалатор.

Сегодня московское метро самое крупное в Европе по пассажиропотоку.

На сцене молодые люди и первые пассажиры московского метро
Этап V
Великая Отечественная Война

Период немыслимых испытаний, мужества и героизма. Транспорт выполняет исключительно важную функцию — снабжение войск, оперативная перевозка бойцов и командиров, эвакуация мирных жителей.

Огромную роль играет знаменитая «Полуторка» — автомобиль ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ. В конце 1930-х годов для автомобиля разрабатывают новый форсированный двигатель, позволяющий развивать скорость до 100 км/ч. В условиях войны — неоценимое подспорье.

Это важно помнить
Дорога жизни

Единственная транспортная магистраль для блокадного Ленинграда. В период навигации перевозки осуществлялись по воде. Во время ледостава – по льду озера.

На сцене девушка, которую спасли. Она благодарит Дорогу, которая подарила ей жизнь
Этап VI
1968

По окончании войны страна вступает в новый этап развития. Значительные успехи наблюдаются в секторе гражданской авиации.

В течение нескольких последующих десятилетий отечественный воздушный флот совершает невероятный рывок. Уже в 1947 году начинается эксплуатация Ил-12 — первого отечественного самолета для массовых перевозок. Через год — многоцелевого самолета Ан-2.

В 1956 году осуществляется первый рейс реактивного лайнера Ту-104, В 1957 году — дальнемагистрального Ту-114. К слову, на тот момент самого большого в мире скоростного пассажирского лайнера. Затем Ил-18, Ан-22 «Антей», Ил-62. И, наконец, в 1968 году свой первый полет совершает самый массовый самолет отечественного производства — знаменитый Ту-154.

Первый полет ТУ-154
А еще…

В стране строятся первые по-настоящему крупные аэропорты.

Активно развиваются маршруты средней дальности.

Авиаперелеты становятся доступными для миллионов советских граждан.

На сцене стюардесса Аэрофлота, недавняя выпускница вуза и бесконечный романтик
Этап VII
1974

Вторая половина XX века. Инфраструктурное строительство в самом разгаре. Термины «Великая стройка» и «Ударная комсомольская стройка» прочно входят в обиход.

Уже в 1952 году открывается движение по Волго-Донскому судоходному каналу. Обеспечивается связь Каспийского моря с Мировым океаном. Москва становится портом пяти морей.

В 1965 году начинается эксплуатация железнодорожной линии Абакан-Тайшет, которая из-за сложности рельефа и больших перепадов высот получает название «Трасса мужества». В 1974 году начинается основной этап строительства Байкало-Амурской магистрали.

Начало основного этапа строительства БАМа
Выводы, которые мы сделали,
изучая историю БАМа

Благодаря этой железнодорожной линии Россия получила второй после Транссиба магистральный выход к Тихому океану. Это укрепило позиции страны на международном рынке транспортных услуг.

Все, кто был причастен к строительству БАМа, внесли огромный вклад в последующее широкомасштабное хозяйственное освоение Дальнего Востока и Севера России.

На сцене строитель БАМа
Сегодня Россия

Обладатель сети скоростных автомобильных и железных дорог, современных внутренних водных коммуникаций и высокотехнологичного транспортного машиностроения.

Обладатель одного из самых крупных в мире парков воздушных судов, крупнейшего в мире ледокольного флота и единственного в мире атомного ледокольного флота.

Многие отечественные решения в области транспорта городских агломераций и цифровизации служат примером для всего мира.

Мы использовали огромную ширину экрана64 метра, чтобы максимально передать атмосферу времени. Звуковые и световые эффекты подчеркивали переживания героев и усиливали связь с аудиторией.
Мы убеждены
Транспорт имеет колоссальное значение в обеспечении связанности российских регионов, социальной мобильности и развитии бизнеса в нашей огромной стране.
Транспорт также помогает сохранять и преумножать лидирующие позиции России в мировой экономике.
Это повод для гордости
Смотрите еще
arrow prev
arrow next
Улыбки, сопереживание и слезы радости зрителей, работников транспорта, от чувства сопричастности к великому делу – наша самая большая награда